Офис в квартире: нюансы законодательства

05.04.2018

Все чаще столичные жители, работа которых не сопряжена с производственной деятельностью, предпочитают объединить квартиру и офис под одной крышей. Нарастающая мода на подобный «симбиоз», позволяющий сэкономить как денежные, так и временные ресурсы на обустройстве и посещении офиса, влечет за собой стремительную популяризацию апартаментов как нового тренда на рынке недвижимости. Растет и число клиентов, интересующихся юридическими тонкостями, связанными с организацией «домашнего офиса».

Жилищный и Гражданский кодекс РФ гласят, что эксплуатация жилых помещений возможна лишь в рамках проживания. Организовывать производства в квартирах, равно как и в многоквартирных домах категорически запрещается (пункт 3 288 статьи ГК и пункт 3 статьи 17 ЖК).

Тем не менее, ЖК РФ допускает эксплуатацию жилых помещений их собственниками или нанимателями для ведения профессиональной деятельности или деятельности, связанной с индивидуальным предпринимательством. Таким образом, действующий закон разрешает законному собственнику жилья использовать всю его площадь или некоторую ее часть для обустройства личного офиса или кабинета для приема посетителей (клиентов, деловых партнеров и пр.).

Воспользоваться своим законным правом на использования жилья в качестве личного офиса можно, соблюдая некоторые условия. Так, производимая владельцем домашнего офиса деятельность не должна нарушать права и интересы других граждан, и, прежде всего, соседей, а также других нанимателей и собственников эксплуатируемой жилплощади. Кроме того, организуя офис (рабочий кабинет, комнату для переговоров и пр.) на дому, необходимо соблюдать противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические и прочие нормы, предусмотренные соответствующими статьями ЖК РФ.

Сегодня любой гражданин или ИП, работа которого не сопряжена с производственной деятельностью, имеет право обустроить офис в своей собственной квартире. Так, например, все большее число адвокатов и юристов, ведущих индивидуальную практику, предпочитают принимать клиентов у себя дома. Такая возможность появилась у специалистов в области юриспруденции и адвокатуры относительно недавно, и была регламентирована вступившим в силу с 1 июня 2002 года законом №63-ФЗ. Согласно этому законодательному акту, каждый практикующий на территории РФ адвокат волен использовать для своей профессиональной деятельности жилые помещения, находящиеся в его собственности или в собственности членов его семьи (с их согласия). Арендованные жилые помещения также могут быть использованы адвокатом для организации рабочего кабинета, но лишь с согласия арендодателя и всех достигших совершеннолетия граждан, проживающих с адвокатом на арендуемой жилплощади.

Впервые в отечественной истории надомный адвокатский кабинет был открыт еще во времена царской России. Случилось это в 1868 году на территории современного Санкт-Петербурга. Подобную практику переняли не только многие адвокаты, но и врачи, нередко организовывавшие кабинеты для приема пациентов у себя на дому. Сегодня под профессиональной деятельностью индивидуального характера, позволяющей осуществлять ее в рамках городской квартиры, понимается и индивидуальная врачебная практика, а также услуги фотографа, репетиторство, работа художника и пр.

Главным преимуществом обустройства надомного офиса является ощутимая экономия времени и денежных средств на организацию и на эксплуатационные расходы, необходимых для создания отдельного офисного помещения в рамках специально предназначенных для этого коммерческих площадей.

В связи с популяризацией практики организации домашнего офиса растет количество владельцев и покупателей апартаментов, интересующихся особенностями правового статуса такого рода недвижимости. На деле ограничения, накладываемые на использование городских квартир в качестве помещения для ведения коммерческой деятельности ЖК РФ, на апартаменты не распространяются. Данный факт позволяет владельцам этого относительно нового для отечественного рынка типа недвижимости успешно использовать ее как для проживания, так и для осуществления рабочей деятельности коммерческого характера.

Несмотря на отсутствие серьезных ограничений в вопросах использования апартаментов для работы со стороны действующего закона, любая не связанная с проживанием деятельность, проводимая на территории такого типа жилья, не должна доставлять неудобств и нарушать права окружающих граждан.  Подробнее об апартаментах и об особенностях их приобретения читайте здесь.